В современном Интернете очень много статей посвящённых юзабилити. И все они твердят практически одно и то же. Так стоит ли следовать всем приведённым там правилам, или есть исключения?
От английского usability - в данном случае, удобство пользования сайтом.
1. «На любую страницу сайта - не более чем за 3 клика мыши». Считается, что иначе пользователь не будет искать информацию на этом сайте и уйдёт. В соответствии с этим всё чаще на различных сайтах используют каскадные меню. Становиться интересно а сами создатели в них ориентируются? Пользуясь таким меню можно только запутаться. Никто не спорит, сотня ссылок на главной странице сайт не украсит, но ведь для этого существует карта сайта. Не проще вывести все ссылки туда? Тогда на главной странице сайта можно будет оставить только нужные ссылки на основные разделы.
Но и в этой ситуации есть свои проблемы. Нормальный посетитель коммерческого сайта никуда не торопится. Если он настроен серьезно (а именно такие и интересуют владельцев сайтов, что-либо продающих), то ему не принципиально, сколько кликов он сделает, чтобы добраться до интересующей его информации. Важно, чтобы он понимал, что эта информация есть на сайте - и тогда он до нее доберется, даже если ему придется кликнуть целых пять-шесть раз. Конечно, это не значит, что надо сознательно удлинять путь до нужной страницы, заставляя просматривать не нужную информацию. Просто все должно быть построено логично и последовательно.
2. «Без поиска на сайте никак нельзя». Зачем организовывать поиск по десяти страницам сайта? Чтобы показать умение программировать? Этим сейчас никого не удивишь. Некоторые, доказывают, что форму поиска нужно ставить на каждую страницу сайта на самое видное место. На самом деле ситуация с поиском на сайте не так проста и однозначна. Функция поиска, несомненно, нужна и полезна. Вопрос, на каких сайтах и как организованная. Для небольших сайтов поиск просто вреден, для больших корпоративных сайтов - полезен, а для информационных ресурсов - просто необходим. Но не надо его выпячивать. Достаточно сделать обычную навигационную ссылку на страницу с поисковой формой. У поиска на сайте есть еще один минус - маркетинговый. Пользователь быстро находит то, что ему необходимо сейчас, и уходит с сайта. И вы лишаетесь, возможности показать, что еще вы можете предложить. Ведь когда пользователь работает с навигацией сайта, он невольно знакомится с его содержанием. Что вам и нужно. Это, конечно, не значит, что нужно запутать так пользователя, чтобы он долго бродил по сайту в поисках нужной информации. Во всем нужна разумная мера.
3. «Новые окна браузера - очень удобный элемент навигации». Очень распространенное мнение, чуть что - нужно открывать новое окно браузера, чтобы пользователь, не дай бог, не ушел с основной страницы сайта. Даже комментировать не хочется. Зачем? У большинства пользователей в браузерах включена блокировка всплывающий окон. Появление нового окна для пользователя ассоциируется со спамом. Так заходишь на сайт и спустя 5 минут начинаешь закрывать десятки открывшихся окон, и хорошо, если их содержание не отличается от основного содержания сайта. И только в некоторых случаях новое окно действительно оправдано.
В заключение отмечу, что статей по юзабилити в Интернете много, но не всегда стоит воспринимать их буквально. На мой взгляд, они пишутся в основном для начинающих пользователей, которые только познают основы дизайна. Им эти советы может и нужны. Но слепо следовать им не нужно.
Наша студия предлагает вам возможность провести тестирование юзабилити вашего веб сайта. Узнать больше о этой услуге вы можете в разделе тестирование юзабилити сайта